Клуб традиционного угун «Улинь»

http://wulin.com.ua/index.php?type=special&area=1&p=articles&id=67


На Курганах

В Поднепровье, Приазовье, а также по всему ареалу Дэшт-и-Кипчака - Степи Половецкой широко раскинулось огромное количество курганов – степных пирамид. Только в нашем районе их около 15 000. Около восьми тысяч курганов зафиксированы в госдокументах, а остальные (особенно небольшие) вне учета и поэтому разрушаются и расхищаются в безызвестности. Большая их часть давно разворованы, а сейчас по незнанию некоторые их просто распахивают под сельхозугодия.

Почему у нас существует такое отношение к историческим памятникам, артефактам древней истории?

Время и память берут свое. Если исходить из «стандартной хронологии», то многим курганам от 800 до 2000 лет и более! Хотя датировка очень приблизительная и вызывает массу сомнений и вопросов. Просто посмотрим на состояние этих земляных пирамид, которые стоят в открытых степях под ливнями, градом, снегами и морозами такое количество лет, и сравним их с зарисовками и гравюрами 19 века. Получится, что за последние 100-150 лет они сильно «износились» под воздействием природных условий. Как же они простояли тогда по 800 и более 2000 лет??? Да и в сравнении между собой курганы, датируемые более древними эпохами, иногда сохранились получше, чем более современные.

Безразличное отношение местного населения к курганам можно объяснить только тем, что «историческая правда» уже давно выстроила стереотип памяти, который закрепляет мнение, что курганы, дескать, остались от чуждых нам и диких кочевников половцев – кипчаков, и очень древних, практически «мифических» скифов. Скифы были так давно, что и вспоминать их как предков не нужно, а половцы – кипчаки – это дикий, кочевой,  тюркский народ, который уничтожили «дикие монголы» еще в 13 веке. И от них и следа не осталось - только каменные «бабы» и часть курганов.  Вот так и отрезали корни – до Золотой Орды и потом после. Но это книжное виденье процесса истории, которое только после 17 -18 веков стало официальным и потом с «забывчивостью» этноса, населяющего территории, приобрело вполне научный и всеобщий характер. Но еще во второй половине 19 века местное население Поднепровья препятствовало проведению раскопок курганов, так как считало их могилами предков. В теле курганов или рядом с ними часто устраивались захоронения членов этнических общин казацких сел и слобод. Многие путешественники и исследователи 18-19 веков отмечали, что местное население почитает курганы и каменные изваяния, принося угощение и подношения в дни поминовения предков, соблюдая старые «языческие» обряды и установления. Каменные изваяния на курганах были «индивидуальны» и соответствовали статусу погребенного. Обычно это была сидящая или стоящая фигура  воина или женщины, обращенная лицом на Восток. Иногда рядом с изваянием воина ставили каменное изваяние лошади. Казацких атаманов в 16-17 веках также хоронили в курганах, а изваяния стали заменять стилизованными каменными крестами «старой» равносторонней формы, которые пользовались популярностью еще в дохристианские времена по всей территории Евразии.

 

/казацкие – кайсакские надкурганные изваяния «Мамаи» /

Многие раскопки курганов подтверждают развитие, распространение и единство традиций «старого скифского» вида «звериного стиля» и всей «языческой», «еллинской» культуры на территориях от Дуная и Днепра до Волги и Алтая. Многие факты и археологические находки свидетельствуют о преобладании единой религиозной культуры у различных этнических родов скифов, сарматов, гуннов, половцев - кипчаков, которую иногда называют Тэнгрианством – Единой Небесной Верой, «елленской или эллинской верой», шаманизмом. С распространением христианства и особенно с 17 века стали использовать названия более унизительного и оскорбительного вида – «язычество», «идолопоклонничество», «поганая вера». Достоверно известно из летописных сводов, что хан Мамай - «татарин из кыпчакского-половецкого рода Кият» на полях битв от Москвы до Крыма призывал и молился своим «поганым еллинским богам» Перуну, Хорсу – Даждьбогу, Гераклу, к тому же на «еллинском» языке. И всё это было в конце 14 века, а его потомки на территориях «княжества Мансура» (Харьковская, Полтавская, Сумская, Северская обл.) приняли христианство и привилегии литовских королей (таких же язычников, но принявших «римский обряд» крещения чуть раньше) в 15 веке.


Читать дальше...
  
Информация



Изображение по теме

Связанные статьи