Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< November 2017 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
>  30  31 1 2 3 4 5
> 6 7 8 9 10 11 12
> 13 14 15 16 17 18 19
> 20 21 22 23 24 25 26
> 27 28 29 30  1  2  3





На Курганах (Продолжение)

В южных регионах Поднепровья, Причерноморья и Приазовья, которые оставались под властью Ногая и Крымских ханов, сохранялись старые тэнгрианские культы и распространился ислам, который после хана Узбека в 14-15 веках стали принимать ханы и бии Золотой Орды. Поэтому можно предположить, что старая культура и важные обрядовые церемонии и правила сохранились в южных районах Поднепровья с давних времен и почти до 17 -18 века.

Сами каменные изваяния в Поднепровье назывались «Баба» – дед, предок, еще часто называли Мамаями, а женские фигуры Мамайками или Марийками. Учитывая миграцию и перемешивание разных этнических групп, религиозный культ представлял собой, скорее всего,  разнородный сплав и наслоение из старого «языческого – еллинского» корня и разнообразных нововведений христианства, ислама, иудаизма, которым были более подвержены именно правящие круги общества. Даже можно сказать, что обряд и культура погребения сохранилась и до нашего времени. В общих чертах:

в земле выкапывалась погребальная камера;

устраивался дощатый или бревенчатый сруб;

 после погребения всё закапывалось и насыпался земляной холм (чем знатнее общинник тем выше и больше сооружался холм-курган), для того чтобы влага от дождей не попадала в погребальную камеру;

устанавливался символ Мирового Древа – Ели, Дуба, который помогал восхождению в Верхний мир, или укрывали ветвями и венками из растений;

со временем сверху водружали каменную плиту или изваяние;

 после устраивалась общественная тризна – поминовение (совместная трапеза родственников и друзей ушедшего);

в последующие календарные дни поминовения тризна повторялась;

Поэтому, возможно, именно из-за того, что мы забыли и утратили знания и память об истории предков, мы так безразлично относимся к исторической памяти, окружающей нас? Курганы продолжают безжалостно разрушать и грабить. Каменные фигуры БаБа – Папа Мамаёв и Мариёк продолжают разрушаться под воздействием дождей и эрозии, остааваясь стоять под заборами исторических и краеведческих музеев для забавы. Не нашлось, видите ли, для древних исторических экспонатов места, средств, сил и внимания  у администрации музеев ни при царях Романовых, ни при Советской, ни при нынешней власти. Конечно, это же давно забытые остатки «чуждого нам народа» и государства, каких-то там «диких кочевников».

Этой весной и летом участники клуба «Улинь» совершили небольшие этнографические -полевые  походы по обнаружению курганов и частичной очистки от разрушающих их растений. Всего обнаружили четыре кургана, один из которых около восьми метров в высоту. На многих видны следы раскопов, хотя, скорее всего, они поверхностные. На крупном кургане есть следы триангуляционного геодезического сооружения и остов кирпичной стелы, сооруженной еще в 1922 году. Чугунная табличка на стеле не сохранилась, но есть фотографии табличек на идентичных стелах, сохранившихся на курганах нашего района. Это говорит о том, что еще 1922 году к курганам относились более внимательно и бережно, чем сегодня.

    

Наша идея состоит в том, чтобы составить подробное описание и карту расположения курганов, чтобы ответственный государственный комитет имел возможность следить и охранять памятники истории и культуры нашего края. Также было бы интересно восстановить территориальную привязку каменных изваяний из коллекции музея к конкретным курганам, с которых они были сняты и вывезены. И все-таки добиться построения специального сооружения для сохранения каменных половецких – кыпчакских изваяний, которые уже во многом потеряли уникальные элементы и деталировку изображений.


Будем рады помощи Читателей и Интересующихся своей историей в предоставлении дополнительных материалов по данной теме, а также фотографий каменных БаБа - предков, которые возможно есть в ваших региональных музеях или в «степях».

Человек без знания истории прошлого подобен Древу без корней. Память Прошлого - это основа настоящего и возможность развития в будущем.

Скичко Владимир /Ши Гу/ 2014 г.

  
Информация



Изображение по теме

Связанные статьи