程 宗 猷 Чэн Цзунъю.
(1561-1636..?)(С) Скичко Владимир – инструктор общества «Улинь» г. Днепропетровск, март 2013г. Серия статей «Копье – Князь 100 видов оружия».Родился в 1561 году (династия Мин) в купеческой семье в провинции Южная Чжили, округ Хуэйчжоу, 休宁县Сюнин сян, район Хуаншань «Жёлтые горы», сейчас провинция Аньхой. Иногда в связи с искаженным видом названий местностей Китая, повествуют, что он родился в г.Синду (старое название г. Чэнду) провинция Сычуань, горы Эмэй. Иногда в текстах У Шу упоминается Эмэйская техника копья от учителя Чэн Чжижу. Иногда упоминают знаменитую технику копья, ведущую своё создание от Чжан Фэя. Одного из героев периода Троецарствия, сражавшегося за царство Шу – в Сычуани, где и находятся горы Эмэй. Имел прозвища – Чундоу (это прозвание связано с повествованием о СуньУкуне из «Путешествия на запад»), Бо(бай)цзя - «Дядя Чудесный». Семья Чэн имела хороший достаток, и родители надеялись, что их сын будет достойным продолжателем купеческого бизнеса. Но молодого Цзунъю привлекали слава героев и боевые подвиги. Еще в молодые годы он «четырежды покидал семью», уходил в «ю» странствия в поисках учителей и наставников в боевых искусствах. Родители всячески старались отвадить сына от его замыслов и приучить к семейному бизнесу. «Четырежды покидать семью» - это выражение является даже нарицательным даже в наши дни и имеет значение в том, что семья может возвращать, даже силой, решившего уйти в монахи молодого члена семьи лишь три раза, на четвертый его отпускали. Один раз, по поручению отца, Цзунъю сопровождал караван, направляющийся в столицу. Дорога проходила недалеко от знаменитого Суншань «Шаолинь сы» - монастыря «Шаолинь» в провинции Хэнань. Познакомившись с монахами монастыря, молодой Цзунъю решил остаться в обучении в качестве мирянина-послушника. В течение 10 лет прилежно обучался, стремясь в совершенстве постичь знания буддийских канонов, и «милые его сердцу» боевые искусства – сочетая изучение Вэнь и У ( знания гражданского и военного). 10 лет под присмотром и опекой учителей - монахов и мастеров угун 洪纪 - Хун Цзи、洪转 - Хун Чуань、宗相 - Цзун Сян、宗岱 - Цзун Дай изучал техники фехтования шестом, копьём, саблей. Обучения сроком в десять лет оказалось мало молодому и талантливому мастеру, и он направился странствовать в мире «цзянху» - рек и озер в поисках знаний у именитых мастеров угун того времени. У мастера из провинции Чжэцзян 刘云峰 - ЛюЮнфэна (которого также называют 刘三峰 - Лю Саньфэна) осваивал технику сабли и получил истинную передачу Водао – двуручной сабли «японского меча», которую еще иногда называют мяо дао. У мастеров из провинции Хэнань 刘光渡- Лю Гуанду и 李克复 - Ли Кэфу получил знания фехтования на копьях «бацян му и люхэ цян». По преданию во времена Шоучун, он унифицировал и создал новый спусковой затвор для арбалетов, тем самым заложив основы разнообразного и мобильного использования этого вида стрелкового оружия. По преданиям и рассказам Чэн Цзунъю часто служил наставником различных отрядов, формируемых правительственными военными и отрядами местной самообороны. Воспитанные и натренированные им воины пользовались заслуженной славой. Про них говорили, что один воин от наставника Чэна стоит десяти обычных солдат. Обучая солдат, Чэн уделял внимание трем аспектам: воспитание храбрости, развитие быстрого тактического мышления, постоянное совершенствование технического мастерства во владении оружием. О последней части жизни наставника Чэн Цзунъю известно мало, даже точно неизвестна дата его ухода. Считается, что в последний период своей жизни он посвятил обобщению своего опыта и написанию трактатов, посвященных Воинскому искусству. До наших дней сохранились четыре его знаменитые книги «少林棍法阐宗》、《单刀法选》、《长枪法选》、《蹶张心法》, которые были изданы еще в конце династии Мин, и имели большой почет и популярность в среде мастеров воинского искусства того времени. Знания и книги Чэн Цзунъю повлияли на развитие и формирование известного мастера конца дин. Мин начало дин. Цинь – У Шу, который также написал несколько великолепных книг. Что в дальнейшем повлияло на развитие и формирование фехтовальных традиций в Китае и Корее, а также наверное и в Японии. В период новых времен, Чжоу Юцин из г. Усин пр. Чжэцзян, переиздал книги Чэн Цзунъю в виде «Гошу Сышу» - Четверокнижье Государственного Искусства. Своей деятельностью и написанными книгами Чэн Цзунъю внёс достойный вклад в развитие и передачу знаний в среде многих стилей и направлений угун, в период после генерала ЦиЦзигуана и до наших времен. |
|