Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< Juni 2019 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
>  27  28  29  30  31 1 2
> 3 4 5 6 7 8 9
> 10 11 12 13 14 15 16
> 17 18 19 20 21 22 23
> 24 25 26 27 28 29 30





Памяти старых мастеров традиционного ушу.
Памяти старых мастеров традиционного ушу.


Статья Скичко В.В.


Незаметно промелькнул год моего знакомства с учителем тайцзи цюань и багуа чжан Лю Гуанлаем. В этой краткой заметке мне хотелось бы высказать свое личное мнение и подвести итог двухлетней работы мастера Лю на Украине.

Благодаря личным человеческим качествам, учителю Лю удалось сплотить коллектив единомышленников, которые с большим уважением и благодарностью вспоминают занятия, где они почерпнули истинные знания, передаваемые поколениями учителей традиционных направлений ушу.

Одним из таких великих учителей был мастер Ван Пэйшэн, обучавший Лю Гуанлая в течение семи лет. Учитель Лю рассказывал, что за время учебы ему совсем не оставалось времени на отдых и сон, так как осмысление, запись и практика методов багуа чжан требовали немалых усилий и времени. Можно смело утверждать, что только благодаря его настойчивости каждое услышанное им пояснение Ван Пэйшэна (и его друзей, с которыми он иногда знакомил своих учеников) сохранилось записанным. Учитель Лю искренне радовался, когда на прощальном вечере перед отъездом в Китай говорил, что ему удалось передать некоторые из идей и методов своего учителя Ван Пэйшэна.

Жизнь по-своему распорядилась событиями, выстроив их в течение двух лет совсем не так, как планировал учитель Лю, его последователи, да и наш центр «Вэнь У». Случалось, что добро и порядочность исчезали, на смену им приходили злоба, зависть и грубость среди украинских «любителей традиционного китайского ушу». Некоторые из них были настолько далеки от знания истории культуры Китая, что им не удавалось постичь теоретические тонкости преподавания мастера Лю. Другие, имеющие небольшой опыт и некоторые знания «предмета», считали свой личный запас знаний настолько значимым, что не соглашались с необходимостью менять и исправлять его. Вспомним старую поговорку в ушу: «Учить тяжело, переучивать труднее». Для начала многим нашим соотечественникам следовало бы повысить свой культурный уровень и приобрести навыки общения, необходимые для понимания и взаимного уважения, в первую очередь, а затем для обучения.

Незнание традиции, истории и культуры Китая или, хуже того, искаженное, бутафорски экзотическое видение ее многими учащимися стали барьером в процессе преподавания учителем Лю основных внутренних законов и принципов системы тайцзи цюань и багуа чжан. Другой трудностью оказалась языковая терминология, с которой отважно боролся ученик и опытный переводчик Андрейчук Андрей.

Лю Гуанлай преподавал несколько направлений ушу и нэйгун, но теоретические основы и принципы багуа чжан красной нитью проходили в процессе обучения. И это не удивительно. Ведь учитель Лю является дицзы (личным учеником) мастера Ван Пэйшэна, который подобным образом преподавал Уши тайцзи цюань, упорно маскируя и бережно храня традицию Иньши багуа чжан (по линии Дун-Инь-Ма) и Чжи тан Люши багуа саньшоу (от Лю Дэкуяна). К тому же Уши тайцзи цюань Ван Пэйшэна имеет отличия от других направлений благодаря влиянию таких известных мастеров, как Ван Маочжай и Ян Ютин. По рассказам Лю Гуанлая, Ван Маочжай часто странствовал по Китаю, посещал учителей даосских школ и собирал сокровенные знания нэйгун. Наследие Ван Пэйшэна велико и многогранно. Лю Гуанлай сравнивал наследие учителя с сундуком для одежды. Верхний слой одежды – Уши тайцзи цюань. Ниже хранится другой слой – методы Иньши багуа чжан, Чжитан багуа саньшоу, а на дне сундука – сокровенные методы нэйгун.
Благодаря своему терпению и настойчивости, Лю Гуанлай в течение семи лет постигал и бережно записывал те знания, которые ему посчастливилось получить от мастера Ван Пэйшэна. Ему удалось проникнуть в технические тонкости и сделать много записей теоретических принципов именно Иньши багуа и Чжитан багуа, которые очень редки в Китае в наше время, особенно Чжитан багуа саньшоу, техника и теория которого являются бесценной жемчужиной китайского традиционного ушу.

Теория и техника Чжитан багуа основаны на закономерностях «Чжоу И-И Цзин» - Книге перемен. Каждая из 64 техник соответствует гексограме «Чжоу И» и по форме, и по усилию. Кроме того, всю технику пронизывают принципы люхэ и сюйши, сань цзяо и шунь-ни поясняющие шэньфа. Теория цзиньло и дяньсюэ поясняет взаимодействие 12 основных и 8 «чудесных» каналов. Техника изобилует тонкими принципами буфа - методы шагов (баньбу – знаменитое наследие Го Юншэна, байюань бу, шицзыу бу, цилиньбу, лотобу и т. д.). Чжитан багуа Лю Гуанлай почти не преподавал, но часто использовал его теорию.

Багуа направления Иньши преподавалось, но так как многие наши «любители» отнеслись к обучению, как обычно, с ленцой (к тому же отсутствие базовой подготовки сказалось на понимании) и, пройдя 4-5 дорожек, стали забывать, что было в первой, обучение постепенно сошло на нет. Основной упор двухлетних занятий пришелся на Чэньши тайцзи цюань и туйшоу, которым Лю Гуанлай обучался у Хун Ишэна и Фэн Чжицяна долгое время и преподавал эту технику в Китае, России, Германии и Гонконге. Кроме того, Лю Гуанлай преподавал техники нэйгун: «Люцзы цзюэ» - учение шести звуков и «Ицзинь цзин» - изменение мышц и сухожилий, «тайцзи цигун». Кроме основной преподавательской деятельности в группах в Киеве, Лю Гуанлай провел семинары в Днепропетровске, Донецке, Феодосии, Луганске.

Последние 6 месяцев пребывания в Киеве Лю Гуанлай начал преподавание основ Шуаншоу цзянь – техника двуручного меча и базовых методов и принципов багуа чжан на основе ба да чжан (8 больших, главных ладоней). Именно благодаря наработке ба да чжан, можно заложить фундамент для тренировки багуа чжан. Лю Гуанлай уделил много внимания как теоретическим, так и практическим вопросам в преподавании именно этого раздела техники багуа чжан.

Дни прощания с учителем Лю были омрачены известием, пришедшим из Китая за три дня от его отъезда в Пекин: «03.09.2004. ушел из жизни великий мастер традиционного ушу Ван Пэйшэн». Многие не могли поверить, но когда известие подтвердилось, решили не ранить сердце учителя Лю и не говорить ему до отъезда. Он все мечтал, как прейдет к учителю с подарками и новостями о своей работе за рубежом. Скорбь переполняет мир ушу, когда уходит такой человек, теряется драгоценный кладезь знаний и опыта. И этот опыт последователи не смогут перенять в полной мере. По этому поводу учитель Ван Пэйшэн, отклоняя множество просьб в обучении, говорил, что сейчас нет возможности передавать знания, так как в мире и обществе нет подходящей ци. Старые учителя очень своеобразны и консервативны, их нельзя измерять современными «бизнес-компьютерными» мерками. Уходят традиционные устои, понятия, исчезают знания и их носители. Что мы можем сделать, чтобы сохранить бесценный опыт старых мастеров?

После отъезда учителя Лю Гуанлая последователи и единомышленники настроены совершенствовать полученные знания, базовую работу в чэнь ши тайцзи цюань и багуа чжан с тем, чтобы к возвращению учителя быть готовыми продолжить обучение. Будем надеяться, что судьба сложится так, что многие, понявшие тонкость и значимость знаний, не прекратят своих занятий, а учитель Лю Гуанлай вернется на Украину и продолжит свою преподавательскую деятельность.

Но одних надежд мало, нужно продолжать практиковать угун и работать над созданием Единого Всеукраинского Центра изучения традиционного ушу и культуры Китая.
  
Информация


Связанные статьи