Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< Juli 2019 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
> 1 2 3 4 5 6 7
> 8 9 10 11 12 13 14
> 15 16 17 18 19 20 21
> 22 23 24 25 26 27 28
> 29 30 31  1  2  3  4





Цинь на. Воздействия на суставы.

Воздействие на суставы (цинь на) – крайне эффективная и практически самодостаточная форма боя, считающаяся одним из четырех цветков сань шоу (рукопашного боя), наравне с ударами рук, ног и бросками.

Много приемов построены таким образом, что их эффективность напрямую зависит от физической силы и массы противника. Чем сильнее и массивнее противник, тем проще его травмировать. Это обусловлено как естественной инертностью движущегося человека, так и различными анатомическими механизмами травмы, которые, при желании, можно изучить по любому учебнику травматологии. Эти факторы и позволяют техникой компенсировать относительный недостаток силы, массы и отчасти скорости. Во многих случаях техника цинь на находится на стыке броска (шуай) или выведения из равновесия (что в отличие от броска – шуай называют де – опрокинуться, споткнуться), удара и собственно болевого приема, главное, что объединяет ее – стремление воздействовать на суставы, соединения скелета, которые изначально более уязвимы, как любое место сочленения в механизме.

Так, например, удар ребром стопы в область колена (чань туй) в зависимости от формы применения может быть отнесен к различным разделам техники. Встречный удар в переднюю поверхность колена, при захвате руки противника считается встречным стреноживанием (ин мянь цзе) или встречным опрокидыванием (ин мянь цзе туй де), так как противник буквально спотыкается об удар. Удар, наносимый в колено под углом, относится непосредственно к технике се гу (вывиха ударом, дословно складыванием костей). Удар, наносимый в коленный сгиб сзади относят к опрокидываниям – де, так как нога сразу сгибается и человек теряет равновесие.

В рамках сань да техника цинь на кодифицируется зачастую произвольным образом, в отличие от систем, в которых цинь на является частью техники в целом. В одних направлениях, как в ба гуа чжан (ладонь восьми триграмм), техника захватов изучается, но в целом считается, что захват нарушает вязь вращений и значительно обедняет рисунок движений в бою (хотя айкидо строится от обратного). Существует достаточно много стилей, где цинь на рассматривается как отдельная дисциплина, но стилей, где эти приемы (пусть и небольшое количество) прочно вошло в тактику боя, не нарушая общей картины, не так много.

Один из характернейших северных стилей бацзи цюань (кулак восьми сторон), как одну из ключевых концепций боя, использует захват, для того чтобы частично обездвижить конечность противника и нанести акцентированный встречный удар. Для этого используют метод чань – обматывание, что подразумевает либо захват руки противника, наматывающим движением кисти с последующим рывком на себя (что называют малое обматывание), либо сближение с обхватом поясницы для последующего опрокидывания ударом или толчком ладони в грудь или подбородок (большое обматывание). Хотя это слишком упрощенное описание, но суть вариантов применения этого метода боя – не дать противнику избежать акцентированного удара, сделать его неподвижной мишенью. Сопротивляющийся захвату человек вынужден упереться ногами, чтобы скомпенсировать рывок после захвата, именно этот момент считается наиболее благоприятным, для того чтобы атаковать противника ударом. Упрощенно говоря, при малом обматывании, кистью обматывают запястье руки противника. При большом наматываются на противника телом.

В технике богомола (танлан цюань) захваты вписаны в удары рук, но стремление нанести удар, переплетя руки противника или перенаправив его атаку зацепом, превалирует над стремлением провести собственно болевой прием. А техника орлиных когтей (ин чжао), наоборот, строилась непосредственно вокруг техники цинь на, которая кодифицирована в 108 приемах и отличается крайней агрессивностью, захватами горла, паха и даже использованием прыжков для усиления воздействия на суставы противника. Например, цзинь цзи тяо (петушиное перепрыгивание), в котором после захвата и вытягивания руки противника, следовал удар коленом в прыжке в подмышку, а затем приземление в низкую собранную позицию с дробящим ударом предплечьем в локтевой сустав.

Приемы ин чжао цинь на обычно разделялись в зависимости от того, на какой сустав проводились. Помимо воздействия на суставы рук, шею, ноги и поясницу, был относительно небольшой набор приемов, связанных с бросковой техникой (где болевой прием сопровождался опрокидыванием), и набор приемов, фиксирующих нижние и верхние конечности одновременно.

В современном спортивном стиле орла демонстрируют многочисленные и разнообразные перебирания когтями (что собственно делают в стиле фань цзы цюань, только кулаками), но движения, имитирующие традиционные приемы ин чжао цинь на, встречаются редко. Как и в стилях богомола, захват в стиле ин чжао используется для быстрого и лаконичного взаимодействия с руками противника, чтобы открыть в его обороне брешь, независимо от того атакует он или защищается. Отсюда больше внимания уделялось различным кистевым захватам и их взаимодействию с техникой кулака и ладони. В отличие от собственно цинь на, где удар облегчал проведение болевого приема, в базовой технике ин чжао превалировал удар, которому помогал захват. Это касается как относительно старого стиля семьи Юэ (Юэ ши ин чжао), так более молодого ин чжао фань цзы цюань.

В целом, техника ин чжао цинь на является одним из удачнейших вариантов кодификации техники различных захватов, а хват орлиного когтя всегда являлся символом мощного захвата.

В зависимости от формы стилевой кодификации техники различают до десяти различных форм собственно захвата и пару десятков вариантов воздействия на суставы, скручивания, перегибания, обвивы и так далее. Но в сань да этот колоритный хаос (далеко не во всех системах есть четкая методология обучения, хотя техники накоплено очень много) стремятся свести к необходимому минимуму, обобщить на основе ключевых принципов, чтобы не погрязнуть в деталях и стилевых вариантах.

Общие правила, тем не менее, практически одинаковы и достаточно просты – две руки сильнее одной, десять пальцев сильнее пяти. Руки осуществляют захват, прием делает тело, шаг и вращение. Захваченную конечность при выполнении приема стремятся либо максимально вытянуть, либо максимально согнуть, при этом скручивая. Прием выполняется быстро и решительно, как бьется удар. При захватах стремиться прижать болевые точки, чтобы противник не мог эффективно напрячься или для вызывания рефлекторного сокращения мышц, которое используется для управления движением конечности в нужную сторону, особенно эффективно прижимание точек при переразгибании руки противника, напряженные от растяжения мышцы реагируют более болезненно. Использование рук позволяет обездвижить конечность противника, усиливая движение телом и перемещением - противника либо опрокидывают, либо травмируют конечность, если противника не успел или не захотел упасть. Воздействие начинается с относительно слабых суставов запястья или пальцев руки, дальше контроль смещается в сторону локтя и, в последнюю очередь, плеча. Особенно разнообразит применение приемов цинь на именно шаги и вращения относительно противника.

Если в уданских стилях и вообще в направлении нэй цзя (внутреннее), как и в одноименном стиле, стремятся свести приемы цинь на именно к опрокидыванию (де фа), то практически вся техника шаолиньского направления направлена именно на травмирование рук, что особенно важно при обезоруживании.

Как более развернутый и детализированный пример относительно старой и довольно нестройной кодификации техники цинь на можно привести структуру малоизвестного хэбэйского стиля семьи Гао. Стиль называли ци сянь цюань – кулак семи небожителей, а технику цинь на в нем – игрой с ветвями (си чжи), что уже говорит о базовом методе тренировки. Понять, почему вместо привычных восьми бессмертных даосского пантеона упоминается семь, очень сложно. Если каждый прием соответствует по названию с одним из небожителей, то Хэ Сяньгу (единственная женщина в этой компании) не упоминается. О причинах такой несправедливости семейство Гао ничего не говорит.

Техника цинь на в этом стиле разделяется на три основные группы. Сяо цинь на (малое цинь на – 22 приема), что подразумевает захват как таковой, за волосы, шею, ключицы и строящийся на нажатиях болевых точек. Глядя на манеру захвата, возникает ассоциация с альпинистом, который взбирается на скалу на одних руках, выискивая малейшие щели и выступы в поверхности пальцами. Так и в этой технике, хватать учатся за все, что только можно захватить, например, за лопатку на спине, что требует недюжинной силы кисти.

Техника да цинь на (большое цинь на – 93 приема) включает в себя набор приемов по воздействию практически на все суставы тела, от пальцев рук до голеностопа.

Другое название сяо цинь на – со цзинь коу гу, запереть мышцы, свернуть кости. Запирание мышц – болезненный захват, мешающий ее сокращению, сворачивание костей – выворачивание сустава (обычно кисти) в положение, неудобное для противника.

Да цинь на называют фэнь цзинь цо гу – разделять мышцы, раздвигать кости. Это подразумевает болевое воздействие растяжением мышц в приемах и перегибание суставов против естественного сгиба. Кроме того, говорят, что малый прием делают руки, а большой – тело и шаг.

Но сразу следует заметить, что в да цинь на используют приемы, связанные со сгибанием и скручиванием конечности.

Третья группа фань цинь на (контрзахваты или освобождение от них) минимализирована до 23 приемов. Подразумевается, что в защите надо моментально избавляться от захвата, сводя взаимодействие к приему из двух предыдущих групп.

В стиле существует полтора десятка базовых методов тренировки, как внешних (вай гун), так и внутренних (нэй гун), и достаточно редкий метод одиночной тренировки. Одиночная тренировка захватов (84 приема) включает в себя тренировку одиночных приемов, имитирующих предварительный захват и сам прием без партнера. Со стороны это может показаться имитацией тигра или развитием техники шаолинь шисань чжао (13 шаолиньских когтей, где техника кисти, имитирующей когти, разбита на комбинации по 13 - ти животным).

Отдельный раздел боевой техники представлен как цинь да – захват с ударом. В разделе 91 прием, реализующий принцип сочетания удара и захвата. Достаточно просто и эффективно, но как-то варварски, например, одной рукой схватить сзади за горло, нанося локтем другой руки удар в висок. Но название достаточно благородное – локоть Ли Тегуая с запиранием ветви (подразумевается шея).

Все эти особенности традиционной техники привели к тому, что в спортивном сань да цинь на практически не применяется, как из-за невозможности захвата в боксерских перчатках, так и из-за травматизма. Зато в армии и тем более в полиции, цинь на изучается в Китае практически повсеместно. Если приемы обездвиживания и конвоирования особо не изменились со временем, то огнестрельное оружие наложило свой отпечаток и на цинь на. Многие приемы фань цинь на видоизменились, исходя из того, что противник пытается обезоружить человека, держащего пистолет или автомат, или тянется к кабуре. Но эту технику называть традиционной неуместно, хотя подобные мутации приемов достаточно интересны и оригинальны.

Цинь на интересно не столько в виде большого количества (пусть оригинальных и эффективных) приемов, сколько в виде стройной системы упорядоченных навыков. И тут более жизнестойкими оказываются именно высокоразвитые стили с четкими принципами, развивающие общую культуру движения, которая реализуется в частности в приемах цинь на, а не всякого рода тайные традиции и наборы из книг по самообороне.

1
Юн тосин
2
Юн хоусин
3
йц
4
йц
  
Информация



Изображение по теме

Связанные статьи