Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< Juni 2019 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
>  27  28  29  30  31 1 2
> 3 4 5 6 7 8 9
> 10 11 12 13 14 15 16
> 17 18 19 20 21 22 23
> 24 25 26 27 28 29 30





Взаимосвязи кулаков пяти первостихий и пяти внутренних органов (Часть 1)
Ди Гоюн отрывок из книги "Разъяснение сути безоружной и оружейной техники синъи"

Перевод на русский язык: С.Л.Березнюк

Во многих старых трактатах по синъицюань говорится о взаимосвязи кулаков пяти первостихий и пяти внутренних органов. "Вовне тренируются пять кулаков, внутри тренируются пять внутренних органов", "Рубящий кулак подобен топору, соответствует металлу и лёгким, если его усилие идёт свободно - то и в лёгких ци идёт свободно, если его усилие неправильно - то и в лёгких ци не согласуется", "Буравящий кулак подобен вспышке молнии, соответствует воде и почкам, если его ци в целом ловка - то и почки в порядке", "Пробивающий кулак подобен стреле, соответствует дереву и печени, если кулак идёт свободно - то и в печени ци течёт свободно, если кулак идёт неправильно - то и печень повреждается", "Пушечный удар подобен выстрелу из пушки, соответствует огню и сердцу, если его ци гармонична - то и в сердце всё прозрачно и энергично, если его ци неправильна - то и в сердце всё тускло и неясно", "Поперечный кулак подобен пуле, соответствует земле и селезёнке, его форма округла, характер полон, если его ци гармонична - то желудок и селезёнка умеренны, если его ци неправильна - то селезёнка пуста а желудок слаб, пять органов непременно утратят гармоничность. Этот кулак правилен - внутри пять первостихий согласуются и порождают сотню вещей, этот кулак неправилен - внутренняя ци непременно вызовет перенапряжение сил" (Сунь Лутан "Изучение синъицюань"). Очень многие трактаты по кулачному искусству в той или иной форме повторяют эти слова.

Кулаки пяти первостихий в синъи образованы так: взяты названия пяти первостихий (металл, дерево, вода, огонь, земля) и поставлены в соответствие пяти видам ударов. Вопросы научности и рациональности подобного наименования требуют отдельного обсуждения. Тем не менее, теория пяти первостихий объединила кулачное искусство, взаимопорождение и взаимоподавление пяти первостихий дали кулачному искусству указания, как на основе единства и борьбы противоположностей трансформировать кулачное искусство. Это стало примером тесного соединения древних философских концепций с кулачным искусством. Теория пяти первостихий имела огромное значение во всей китайской истории. Использование теории пяти первостихий в китайской медицине позволило теории китайской медицины достичь совершенства, стать ещё более рациональной. Потому древняя теория пяти первостихий являлась на тот момент самым научным методом, представляла тогдашнее самое передовое мышление. Естественно, с современной научной точки зрения теория пяти первостихий выглядит примитивной и претендующей на слишком большую всеохватываемость. Однако и в таком способе мышление имеется смысл, он является выражением старого метода рассуждения и старых взглядов на мир.

Китайская медицина использовала упорядочение пяти внутренних органов в соответствии с порядком пяти первостихий, чтобы взаимопорождением и взаимоподавлением пяти первостихий объяснить взаимосвязи между органами, взаимосвязи между физиологическими функциями и патологическими изменениями, взаимосвязи тела человека и окружающего мира, и на этой основе дать имеющие теоретическое обоснование рекомендации по диагностике и лечению. Взаимосвязи между пятью первостихиями и пятью органами таковы: металл соответствует лёгким, лёгкие командуют воздухом, управляют дыханием, отражаются в носу; дерево соответствует печени, печень командует выведением из организма, управляет хранением крови, мышцами, её лучшее - в ногтях, отражается в глазах; вода соответствует почкам, почки хранят сперму, командуют рождением и ростом человека, управляют жидкостями, их лучшее - в волосах, отражаются в ушах; огонь соответствует сердцу, сердце командует кровеносными сосудами, его лучшее - в лице, управляет духовными качествами, отражается в языке; земля соответствует селезёнке, селезёнка командует транспортировкой и превращением, управляет плотью четырёх конечностей, отражается во рту, её лучшее - в губах. В китайской медицине пять органов хотя и управляют соответствующими вещами, но более важны соответствующие им пять видов ци органов. Согласно теории китайской медицины, ци пяти органов человека имеют тесные взаимосвязи с человеческими духовными качествами, проявляясь друг в друге. К примеру, в лёгких скрыты души-по, в печени скрыты души-хунь, в почках скрыта стремление-чжи, в сердце скрыт дух-шэнь, в селезёнке скрыто намерение-и. То, нормально или нет действуют пять внутренних органов, сильны они или слабы, находится в прямой взаимосвязи с состоянием этих пяти качеств - по, хунь, чжи, шэнь и и. И наоборот, трансформации по, хунь, чжи, шэнь и и могут отразиться на состоянии пяти внутренних органов. Пять органов скрыты внутри, пять качеств проявляются вовне. Внутреннее - это корень, основа, внешнее - это внешний вид, проявление, китайская медицина стремится управлять в равной мере и проявлением и корнем, считая корень - главным.

Занимающиеся кулачным искусством в своей жизни не могут не болеть, потребляющие пищу люди не могут не болеть, ради улучшения здоровья и борьбы с болезнями занимающиеся кулачным искусством непременно должны укреплять тело. Старые мастера кулачного искусства уже дошли до следующего: тело - движущаяся по пути нагруженная повозка, перевозчик боевого мастерства. Уровень боевого мастерства прямо пропорционален крепости тела. Если нет хорошего тела - негде развиться боевому мастерству. Во времена холодного оружия сутью ушу был бой, основным принципом - победа над врагом. Занимались боевым искусством люди по разным причинам. Пока были неизвестными - усердно нарабатывали мастерство, добиваясь того, чтобы оно вошло в тело. Однажды став известными, ради поддержания славы и зарабатывания на жизнь шли работать охранниками, или открывали школы и обучали учеников. "Человек боится известного, свинья боится сильного", и потому после достижения известности мастера кулачного искусства непременно получали вызовы со всех сторон. Чтобы отвечать на эти вызовы, чтобы ответ был неожиданным, обязательно нужно было поддерживать себя в хорошей форме, иначе можно было бы однажды потерпеть поражение, и напряжённый труд многих лет пошёл бы насмарку. Потому мастера кулачного искусства уделяли большое внимание вопросам оздоровления и развития тела. Ну а в вопросах оздоровления китайская медицина развила богатую теорию и накопила ценный практический опыт. Потому мастера синъицюань прежних поколений встроили учение о внутренних органах из китайской медицины в систему своего кулачного искусства, создав теоретический базис оздоровления. Если говорить о саморазвитии, то были усвоены даосские методы саморазвития. В старых работах по синъицюань говорится: "Внутри умощнять его корень, внешне укреплять его тело. Внутри - путь вскармливания жизни, вовне - метод осуществления движений", "Есть внутреннее но нет внешнего - не получишь кулака, есть внешнее но нет внутреннего - не получишь искусства" [прим.перев. - Обыгрывается словосочетание «кулачное искусство» или «искусство кулака»], "Внутри пять первостихий должны согласовываться, вовне пять первостихий должны друг другу следовать". Эти цитаты показывают, что при тренировке кулачного искусства внутреннее и внешнее должны развиваться вместе, что и являлось одним из старейших принципов взаимосвязи пяти кулаков и пяти внутренних органов в синъицюань.

В старых трактатах по синъицюань относительно взаимосвязей пяти кулаков и пяти органов на первом месте стоят логические связи, сделанные на основе сопоставления и рассуждения. Пять кулаков - это применение пяти первостихий для объяснения и создания взаимосвязей на основе взаимопорождения и взаимоподавления, в которых проявляются взаимотрансформации пяти кулаков; пять внутренних органов - это использование взаимопорождения и взаимоподавления пяти первостихий для описания взаимосвязи между физиологическими функциями и патологическими изменениями. Как известно из логики, если A=B и B=C, то A=C. Поэтому между пятью кулаками и пятью внутренними органами непременно существуют логические взаимосвязи. Взаимосвязи кулаков пяти первостихий и пяти внутренних органов - это то, чем стали интересоваться мастера синъицюань прежних поколений после достижения определённого уровня мастерства, переходя уже к оздоровительным вопросам: как в процессе тренировок использовать мысль и ци, чтобы с помощью внешнего управлять внутренним, найти тренировочные методы, связывающие движения и внутренние органы. Это - разновидность внутренней наработки. Естественно, на начальном этапе обучения, на этапе тренировки явного усилия невозможно добиться таких взаимосвязей, невозможно постичь истинный внутренний смысл. Таким образом, методы тренировки, связывающие пять кулаков и пять внутренних органов, относятся к методам тренировки внутренней наработки, присущим этапу натренировывания тайного усилия и последующим этапам. Однако использование их в качестве способа оздоровления и изгнания болезней - это совсем другой метод тренировки. Можно подобрать пару конкретных кулаков или других движений, соответствующих данному недугу, и использовать их тренировку в качестве вспомогательного средства лечения. Теперь что касается "кулачного порядка" и "кулачных ошибок", то есть использование рассуждений о патологических явлениях, порождаемых следованием или неследованием порядку пяти внутренних органов для разъяснения согласованности и несогласованности движений кулачных форм. Если "кулачные формы следуют порядку", движения согласованы, усилие идёт свободно - то это хорошо для пяти внутренних органов, это бесспорно. И наоборот, если формы неверны, движения несогласованны, то усилие становится напряжённым и жёстким, для пяти внутренних органов это плохо. Однако эта "плохость" вовсе не такова, как об этом написано в трактатах по кулачному искусству с использованием фраз вроде "У рубящего кулака усилие ошибочно - ци лёгких не в порядке", "У пробивающего кулака форма нарушена - печень травмируется", "У буравящего кулака форма нарушена - застопорившееся усилие идёт поперёк, опустошая почки и нарушая ци", "У пушечного кулака форма нарушена - четыре тела словно одурачены, ци сердца не в порядке, закрываются полости органов", "У поперечного кулака форма нарушена - ци напрягается, сила грубая, внутри травмируются селезёнка и земля". Эти рассказы о неприятностях с внутренними органами являются несколько преувеличенными, они слишком односторонне подчёркивают вредное влияние движений на внутренние органы, утверждая, что как только движение делается неверно и несогласованно - то с пятью внутренними органами сразу начинаются неприятности. Существует и другая точка зрения, полагающая, что такими словами представители прежних поколений заставляли тренирующих кулаки пяти первостихий непременно добиваться точности форм и удобства течения силы. Ведь только если формы правильны и усилие идёт свободно - только после этого можно добиться согласования пяти внутренних органов. Таким образом подчёркивалась важность наработки базовых методов действий кулаками и базовых форм. Взаимосвязь между пятью кулаками синъи и пятью внутренними органами в том, что и те, и другие являют собой единое целое. В каждом из кулаков пяти первостихий требуется использовать целостное усилие. Целостное усилие - это концентрация воедино усилия всего тела, когда руки и ноги действуют полностью одновременно, внутреннее и внешнее координируются воедино. Пять кулаков - это пять движений, пять видов техники, но самое важное заключается в том, что это - пять видов усилия. Нужно понимать, что кулаки пяти первостихий - это единое целое, они позволяют занимающемуся протренировать несколько важнейших видов усилия, а овладев этими усилиями он сможет уже реализовывать силу самостоятельно, следуя желаемому сердцем. С точки зрения схемы движений каждый из кулаков пяти первостихий хотя и представляет собой повторяемые много раз отдельные движения, но каждое из этих движений - одно усилие. Если смотреть с точки зрения единого целого, то проявляемые в кулаках пяти первостихий усилия являются одной целостной системой, пять кулаков дополняют друг друга. Важнейшее усилие в рубящем кулаке идёт сверху вперёд-вниз; буравящий кулак бьёт снизу вперёд-вверх; в пробивающем кулаке усилие идёт сзади вперёд; в пушечном ударе одна рука буравит вверх, другой кулак бьёт вперёд; в поперечном кулаке одна рука тянет назад, другая - поперечно отодвигает вперёд. В каждом из кулаков первостихий проявляется целостное усилие, в каждом из движений проявляется целостное усилие всего тела, нет вмешательства всего тела - в ударе не будет целостного усилия. Если рассматривать пять кулаков с точки зрения выброса усилия, то везде он происходит от заднего к переднему, от внутреннего к внешнему, от коренного к кончиковому.

  
Информация


Изображение по теме

Связанные статьи