Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< Juli 2019 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
> 1 2 3 4 5 6 7
> 8 9 10 11 12 13 14
> 15 16 17 18 19 20 21
> 22 23 24 25 26 27 28
> 29 30 31  1  2  3  4





САНЬТИШИ
САНЬТИШИ

В синъицюань движение вставания в Столб саньтиши – это и начало каждого из Кулаков пяти первостихий, а также начальная форма каждого таолу синъицюань. О тренировке какого бы движения ни шла речь – начальной формой всегда является левая саньтиши. Стояние в саньтиши делится на верхний, средний и нижний уровни. На верхнем уровне расстояние между стопами равно двум длинам собственных стоп, на среднем уровне – двум с половиной длинам, на нижнем уровне – трём длинам собственных стоп.

(1)Стопы: при стоянии в саньтиши стопы располагаются по разные стороны одной прямой. Носок передней стопы чуть завёрнут внутрь – примерно на 15 градусов; носок задней стопы направлен по диагонали вперёд, отклоняясь от направления вперёд не более чем на 45 градусов. Под «разными сторонами одной прямой» имеется в виду то, что носок передней ноги и пятка задней ноги располагаются по разные стороны одной и той же прямой линии. Нельзя ставить стопы на одну линию, тем более нельзя их перекрещивать – всё это приводит к неустойчивости и не соответствует требованиям.

(2)Ноги: ноги согнуты в коленях, проекция переднего колена не выходит за пределы пятки передней ноги. В передней ноге угол между бедром и голенью составляет около 150 градусов. Задняя нога согнута в колене сильнее, вес тела в основном приходится на заднюю ногу, расстояние между ногами и угол сгиба задней ноги напрямую зависят от общей высоты позиции. Угол между голенью и бедром задней ноги лежит в диапазоне 120-135 градусов (меряется по задней поверхности ноги), самый важный момент заключается в том, чтобы сделать угол между голенью задней ноги и землёй как можно меньше. Из-за особенностей анатомического строения стопа может отогнуться к ноге лишь примерно до угла в 50 градусов, уменьшение этого угла выгодно с точки зрения толчкового усилия задней ноги. В некоторых книгах пишут, что «проекция заднего колена не должна выходить за носок», но я полагаю, что это ненаучно, такая позиция получается слишком высокой, ноги получаются практически прямыми либо вес тела полностью смещается на заднюю ногу. Проекция заднего колена должна выйти за пределы носка задней стопы, величина смещения зависит от высоты позиции. Позиция высокая – смещение небольшое, позиция низкая – смещение велико. Так как основой для определения углов сгибания в задней ноге является удобство реализации толчка задней ногой, то ключевыми моментами являются быстрота начала движения, величина расстояния, устойчивость стояния и сила толчка. В классических старых кулачных трактатах это описывается так: «информация полностью полагается на толчок задней ногой», ибо быстрота смещения человеческого тела вперёд и величина расстояния, на которое оно сместится, прямо пропорциональны силе толчка задней ногой. А чтобы полностью реализовать силу толчка задней ногой – обязательно нужно, чтобы углы сгиба в задней ноге находились в границах, оптимальных для выброса силы.

(3)Таз: задняя сторона таза – это ягодицы, передняя – низ живота, боковые – тазобедренные суставы. При стоянии в саньтиши бёдра следует немного повернуть по диагонали относительно направления «вперёд – назад», линия бёдер составляет с фронтальным направлением угол примерно в 60-70 градусов. Такой угол оптимален как для распирания ногами вперёд и назад, так и для того, чтобы телу было удобно и естественно повернуться вполоборота, обратившись лицом по диагонали вперёд. Некоторые тренера делают упор на то, чтобы «живот смотрел прямо, а тело – по диагонали», но я полагаю, что это – не очень удобно, так как если живот будет обращён вперёд, то и оба бедра повернутся так, чтобы линия бёдер была перпендикулярна фронтальному направлению, однако если при этом корпус повернётся вполоборота и обратится по диагонали вперёд, то в пояснице и животе появится неудобство. Также при этом не будут соблюдены основополагающие принципы защиты в бою. Положение и углы сгиба ног и тазобедренных суставов должны быть такими, чтобы они образовывали с корпусом очень устойчивую и ловкую конструкцию, но при этом должно быть естественное удобство и соответствие естественному устройству тела.

(4)Плечи: об угле поворота корпуса и плеч в старых трактатах по кулачному искусству сказано так: «прямо – и словно косо, косо – и словно прямо». То есть они должны быть расположены и не косо, и не прямо – вот такая вот неясная абстракция. У людей разные рост и размеры, разные характер и темперамент, старые трактаты по кулачному искусству все понимали по-своему, поэтому следует в процессе тренировок прислушиваться к ощущениям собственного тела и искать оптимальный для себя угол – естественно, у каждого он будет свой. На основании собственного многолетнего практического опыта тренировок, преподавания и исследований я пришёл к выводу, что при стоянии в Столбе саньтиши угол поворота корпуса и плеч относительно фронтального направления должен быть около 45 градусов. При таком угле во-первых, идёт соответствие принципам боевой техники, так как уменьшается поражаемая противником зона, во-вторых, это координируется с анатомией и биологией, а лишь следуя анатомии и биологии и можно добиться удобства, комфортности, правильности, завершённости, лишь тогда это будет выгодно с точки зрения оздоровления.

(5)Кисти рук и предплечья: угол в запястье между левой кистью и левым предплечьем составляет около 120 градусов, запястье немного оседает, пальцы чуть разведены, центр ладони втянут, район между большим и указательным пальцами округлён, большой палец отставлен, указательный палец приподнят. Добавляя растянутости мышцам района между большим и указательным пальцами добиваются фиксации запястья. Так как разведение пальцев поддерживает определённое растягивающее усилие, в проходящих по верхней стороне предплечья разгибателях пальцев образуется некоторое напряжение, что в некоторой степени укрепляет предплечье с точки зрения умения противостоять ударному воздействию. Так как центр ладони обращён вперёд-вниз, то самая дальняя часть предплечья поворачивается вокруг своей оси внутрь, локтевая и лучевая кости поворачиваются друг относительно друга, в результате чего соответствующие мышцы одновременно вступают в работу, добавляя силы ладони. Одновременно при этом происходит некоторая фиксация предплечья. Перераспрямление запястья не выгодно с точки зрения приёма силы в момент удара, в суставы пальцев не попадёт целостная сила всего тела. В случае слишком сильного отгиба кисти в запястье запястье окажется слишком зажатым и неловким, это неудобно для проведения захватов и для трансформаций кисти. Поэтому небольшое оседание запястья – это правильно, угол примерно в 120 градусов – оптимален.

(6)Локти: угол сгиба в локтевом суставе – это угол между предплечьем и плечевой частью руки. По этому вопросу в старых трактатах по кулачному искусству синъи говорится: «согнуто – недалеко, выпрямлено – мало силы». Эта неясная абстракция говорит о том, что рука в локте не должна быть ни согнутой, ни выпрямленной. В начале 1980-х я работал тренером синъицюань в Пекинском университете, и объясняя студентам положение предплечья при столбовом стоянии, я, опираясь на старые трактаты по кулачному искусству, сказал, что согнуто – недалеко, выпрямлено – мало силы, и студенты спросили меня: «Учитель, так сколько градусов?», что произвело на меня глубокое впечатление. С той поры я изучил многие старые трактаты по кулачному искусству с точки зрения угла сгиба различных частей тела, на основе собственного понимания, полученного в результате тренировок, измерил все углы во всех частях тела с помощью транспортира, и нашёл оптимальные величины всех углов, таким образом выработав собственное мнение. Я считаю, что наиболее оптимальным углом сгиба в локтевом суставе является угол примерно в 150 градусов. Когда стоишь в статичной позиции из синъицюань, или наносишь удар – почему рука не должна распрямляться? Разве распрямление руки не увеличит чуток дальность удара? Первейшее требование в синъицюань – в том, что при ударе кулаком или ладонью рука не должна распрямляться, это требование боевой техники синъицюань и присущая стилю особенность манеры. В синъицюань уделяют необычайно большое внимание целостности усилия, и потому несогнуто-невыпрямленная рука может во-первых, реализовать относительно большую силу, во-вторых, позволить исполнителю одновременно задействовать больше мышц, что хорошо укрепляет локтевой сустав. В-третьих, несогнутость-невыпрямленность позволяет добавить движениям ловкости, сделать смену силы быстрее, трансформации – многообразнее.

(7)Плечевые части рук и плечевые суставы: угол в плечевом суставе необычайно важен для рук. В плечевом суставе плечевая часть руки должна отходить на 60-70 градусов. В трактатах по кулачному искусству говорится: «расслабить плечи и свесить локти». «Расслабить плечи» означает, что кость лопатки под управлением сознания расслабленно опускается; суть выражения «свесить локти» в том, что передний отдел плечевой части руки должен всегда быть ниже плечевого сустава; «расслабленность плеч» и «свешенность локтей» являются друг для друга причиной и следствием. Как только достигнута расслабленность плечей – так сразу естественно свесятся локти, как только выполнено требование «свесить локти» – так сразу плечи естественно опустятся. Есть ещё важный момент – плечевые части рук должны сознательно сводиться внутрь, в результате чего плечевые части рук всеми силами поддерживают во время столбового стояния стреловидное положение, что выгодно с точки зрения реализации целостного усилия всего тела. Как во время столбового стояния, так и во время тренировки нужно постоянно следить за тем, чтобы плечевые части рук сводились внутрь, прикрывали внутрь, формируя правильное положение всего тела. Большой палец и запястье задней руки должны плотно примыкать к области даньтянь в нижней части живота, то есть к месту, расположенному на три пальца ниже пупка. Локоть задней руки должен естественно свешиваться вниз, надо обращать внимание на то, чтобы он не слишком выставлялся наружу, он должен формировать единую целостную структуру со всем телом. Пальцы направлены вперёд, центр ладони обращён вниз.

(8)Голова: «Голова должна упираться вверх, шея должна быть вертикальной». Подбородок следует чуть подтянуть внутрь, но нужно обращать внимание на то, чтобы мышцы шеи не слишком напрягались, иначе это может повлиять на подвижность головы. Упирание головой вверх позволяет сознательно поставить позвоночник вертикально, что позволяет держать тело прямо, без перекосов, и удобно для дыхания. Взгляд требуется направить вперёд, не надо чересчур поворачивать голову, чтобы лицо было обращено прямо вперёд, нужно чтобы оно смотрело примерно под 22,5 градусов в сторону, однако взгляд должен быть направлен вперёд.

(9)Ягодицы: ягодицы надо расслабленно свесить и подтянуть внутрь, также нужно чуть-чуть увеличить обычный угол наклона таза, чтобы ци могло опуститься в даньтянь, поясница приобрела форму дуги, а передней ноге было бы удобно шагать вперёд.

(10)От корпуса требуют «подобрать грудь и выпятить спину». Это – две стороны одной монеты, «подобрать грудь и выпятить спину» означает, что кончики плеч чуть-чуть сходятся к груди, нужно расслабить мышцы спины и района лопаток и с помощью большой грудной мышцы чуть-чуть стянуть плечи, в результате чего и удаётся «подобрать грудь и выпятить спину». Выполняя это движение, нужно обращать внимание на то, чтобы плечи постоянно были расслабленно опущены вниз, нельзя задирать плечи или трясти ими. «Подобрать грудь и выпятить спину» и «расслабить плечи и свесить локти» – это два взаимоподдерживающих, взаимостимулирующих и взаимопомогающих требования, они связывают всё тело в единое целое. Выполняя эти движения нужно следить за тем, чтобы не переусердствовать, должно стать удобно. Важнейшая цель «расслабления плеч» и «подбирания груди» – в том, чтобы «наполнить живот», «опустить ци в даньтянь», а «опущенность ци в даньтянь» – одна из наиболее заметных особенностей синъицюань. Требование «подобрать грудь и выпятить спину» – это также один из способов улучшить сопротивляемость в случае получения удара в грудь или спину. Источник силы кулаков и ладоней – в плечах, источник силы усилия тела – в пояснице.

Автор Ди Гоюн Перевод С. Березнюк
  
Информация



Изображение по теме

Связанные статьи


Ссылки по теме