Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< Dezember 2019 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
>  25  26  27  28  29  30 1
> 2 3 4 5 6 7 8
> 9 10 11 12 13 14 15
> 16 17 18 19 20 21 22
> 23 24 25 26 27 28 29
> 30 31  1  2  3  4  5





История синъицюань и структура стиля
Автор С.Л. Березнюк

Глава 5

Синъицюань в Китайской народной республике

После Второй мировой войны в Китае началась гражданская война между силами Компартии и партии Гоминьдан. Она в основном завершилась в 1949 году, когда основные силы гоминьдановцев были вытеснены на остров Тайвань, а в Пекине была провозглашена Китайская народная республика. На пути строительства новой жизни молодые революционеры быстро ломали всё, что им казалось пережитками прошлого, а особенно то, что активно поддерживалось предыдущими властями. В новых социально-экономических условиях уже не требовались телохранители для богатых людей или охранники для торговых караванов, и востребованность боевых искусств резко упала. Те же, кто хотел заниматься ушу по каким-либо другим причинам, оказались под жёстким прессингом государства. Считалось, что всё то, что полезно для общества, будет сконцентрировано в рамках государственных структур, а прочее является феодальным пережитком, подлежащим искоренению. Особенно эта тенденция усилилась в годы «Великой пролетарской культурной революции» (1966-1976), когда были прекращены даже соревнования по спортивному ушу. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году, суда над «бандой четырёх» в 1979-м и принятия курса на реформы в 1982-м, любители боевых искусств также начали искать новые формы организации. В 1982 году в Пекине была создана первая в КНР негосударственная организация в области ушу – Ассоциация по исследованию багуачжан. Это послужило примером для любителей других стилей, и после долгих переговоров и встреч 15 марта 1983 года была официально зарегистрирована пекинская Ассоциация по исследованию синъицюань. Её первым президентом стала Сунь Цзяньюнь – дочь Сунь Лутана, однако вся основная работа легла на плечи Чжан Баояна, Бао Юйцао и Ди Гоюна. Через год президентом Ассоциации был избран Чжан Баоян. Он пробыл на этом посту два срока. Чжан был избран и на третий, но после открытия клиники традиционной китайской медицины у себя на родине в Синьцзи он переехал туда, а пост передал Ло Дачэну. На выборах 1996 года президентом был избран Ди Гоюн, который с тех пор и возглавляет Ассоциацию.

Глава 6

Краткие сведения о структуре стиля

В отличие от хэнаньского синьицюань, в хэбэйском и шаньсийском синъицюань основным видом наработки начального уровня является стояние в позиции саньтиши. Все техники синъицюань отрабатываются именно из этой позиции. Существует целый набор требований к саньтиши, которые надо строго соблюдать во время стояния. Более подробную информацию о саньтиши можно найти во второй части. Следующим базовым элементом синъицюань являются т.н. «Кулаки пяти первостихий» (усин цюань). Это рубящий кулак (пи цюань), буравящий кулак (цзуань цюань), пробивающий кулак (бэн цюань), пушечный кулак (пао цюань) и поперечный кулак (хэн цюань). Основная цель тренировки «кулаков пяти первостихий» – овладение пятью базовыми типами усилий стиля. О «кулаках пяти первостихий» подробно рассказывается в третьей части. После освоения саньтиши и усин цюань, занимающийся переходит к изучению т.н. «Двенадцати форм [животных]» (шиэр син). Это – новые двенадцать типов движений, которые позволяют освоить новые типы усилий, отсутствующие в «кулаках пяти первостихий». Традиционно каждое из этих форм движений ассоциируют с движениями какого-то животного. Эти двенадцать форм таковы: форма дракона (лун син), форма тигра (ху син), форма обезьяны (хоу син), форма лошади (ма син), форма крокодила (то син), форма петуха (цзи син), форма ласточки (янь син), форма ястреба (яо син), форма змеи (шэ син), форма птицы-Тай (тай син), форма орла (ин син) и форма медведя (сюн син). Следующим уровнем освоения стиля является изучение т.н. «наработки восьми иероглифов» (бацзы гун). Здесь изучается ещё восемь типов усилий, которых не было в «кулаках пяти первостихий» и «двенадцати формах». Эти «восемь иероглифов» таковы: Чжань (Открывание), Цзе (Пресечение), Го (Накатывание), Куа (Держать под руку), Тяо (Вспарывание), Дин (Упирание), Юнь (Облачное движение) и Лин (Лидирование). Для удобства освоения стиля мастерами синъицюань были разработаны комплексы движений (таолу), в процессе отработки которых занимающийся может не только лучше освоить сами движения, но и овладеть вариантами перехода от одного движения к другому, от одного типа выброса усилия к другому типу выброса усилия. Кроме того, имеются парные комплексы (дуйлянь), которые отрабатываются двумя (или более) занимающимися одновременно. В парных комплексах занимающиеся изучают варианты применения техник в атаке и защите. На этапе тренировки «кулаков пяти первостихий» осваивается комплекс «кулаки непрерывно переходящих друг в друга пяти первостихий» (усин ляньхуаньцюань), по-другому называемый «непрерывно переходящие друг в друга в наступлении и отступлении кулаки» (цзиньтуй ляньхуаньцюань). После изучения «двенадцати форм» можно изучать комплекс «удары смешанных форм» (цзашичуй), в котором объединены движения «кулаков пяти первостихий» и «двенадцати форм». После освоения «наработки восьми иероглифов» можно изучать комплекс «кулак непрерывно переходящих друг в друга наработок восьми иероглифов» (бацзыгун ляньхуаньцюань). Также к традиционным комплексам синъицюань относятся «восемь форм синъи» (синъи баши; этот комплекс составлен из движений «кулаков пяти первостихий», а также «формы ястреба», «формы лошади» и «формы петуха»), «12 ударов Хуна» (шиэр хунчуй) , и «обобщённый синъицюань» (цзунхэ синъицюань; этот более современный комплекс составлен из движений «кулаков пяти первостихий», «двенадцати форм», «наработки восьми иероглифов» и некоторых движений других традиционных комплексов). В синъицюань имеется несколько традиционных парных комплексов. В комплексе «пушечные удары обвивающихся рук» (цзяошоу пао) непрерывно сменяют друг друга «рубящий кулак», «пробивающий кулак» и «пушечный кулак», поэтому его иногда ещё называют «пушечные удары трёх рук» (саньшоу пао). На основе пришедших из китайской философии концепций взаимного порождения и взаимного подавления пяти первостихий скомбинированы движения комплекса «пушечные удары пяти первостихий» (усин пао), который в некоторых трактатах называется «кулак порождения и подавления пяти первостихий» (усин шэн кэ цюань). Самым, наверное, известным и популярным парным комплексом синъицюань является «пушечные удары спокойного тела» (аньшэнь пао), который в провинции Шаньси из-за особенностей местного диалектного произношения называют «пушечные удары близко расположенных тел» (айшэнь пао). В синъицюань изучается техника боя всеми четырьмя классическими видами китайского оружия: копьём-цян, саблей-дао, мечом-цзянь и шестом-гунь. Методика овладения ими точно такая же, как и методика овладения техникой боя без оружия: с каждым видом оружия существуют базовые движения, соотносящиеся с пятью первостихиями. Это следует изложенной в старых трактатах по синъи теории о том, что «оружие является продолжением тела», то есть для боя с оружием должны использоваться те же усилия тела, что применяются и в рукопашных техниках.

______________________________________________________________________________________ *7 На самом деле изначально этот комплекс назывался «12 поперечных ударов» (шиэр хэнчуй), так как там 12 раз встречается удар «поперечный кулак». Однако в процессе распространения комплекса в народной среде произошло искажение названия, и к настоящему времени ошибочное написание уже устоялось в качестве официального. ______________________________________________________________________________________

С.Л. Березнюк

2007г.

  
Информация



Изображение по теме

Связанные статьи