Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< Dezember 2019 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
>  25  26  27  28  29  30 1
> 2 3 4 5 6 7 8
> 9 10 11 12 13 14 15
> 16 17 18 19 20 21 22
> 23 24 25 26 27 28 29
> 30 31  1  2  3  4  5





История синъицюань и структура стиля
Автор С.Л. Березнюк

Версия 3: синьицюань происходит от Цзи Цзикэ.

В 1970 году Сунь Фуюань (из Шаньдунской ассоциации синъицюань), изучая вопрос о происхождении синъицюань, обратил внимание, что в текстах по этому стилю, написанных при династии Цин, упоминаются люди из провинции Шаньси – такие, как Лун, Фэн, а также Цзикэ (который также имел прозвище Лунфэн). Более внимательно изучая этот вопрос, он обнаружил, что эти люди связываются с деревней Чжуфэнцзюньцунь уезда Юнцзи провинции Шаньси, которая являлась родной деревней рода Цзи. В 1974 году он списался с деревенскими властями, и ему потвердили, что в этих местах действительно издревле проживает род Цзи, что в настоящее время свыше половины проживающих в деревне семей носит фамилию Цзи, что в древнее время там действительно проживал представитель этого рода по имени Цзикэ, которого называли «учитель» и «мастер волшебного копья», и что этот Цзи Цзикэ создал боевое искусство, которое называли «кулак Цзикэ» или «синьицюань». В 1982 году, когда Китай уже более-менее оправился от ужасов Культурной революции, Сунь Фуюань с двумя товарищами смог совершить поездку за тысячу километров в провинцию Шаньси, и провести исследования на месте. На основании результатов их исследований теперь можно с уверенностью утверждать, что основателем синьилюхэцюань является Цзи Цзикэ (по прозвищу Лунфэн), который проживал в тех местах в XVII веке. Цзи Цзикэ (1601-1683) отлично владел техникой боя копьём (за что и получил прозвище «волшебное копьё»), в 1661 году принял участие в отражении нападений крупных банд , переложив принципы боя копьём на технику боя без оружия он создал новый стиль – синьилюхэцюань.

Глава 2

Синьицюань превращается в синъицюань

Помимо членов своей семьи, Цзи Цзике обучил своему искусству старого друга Цао Цзиу, а также мусульманина Ма Сюэли из города Лоян провинции Хэнань (впрочем, некоторые источники говорят, что Ма Сюэли учился не у Цзи Цзикэ, а у Цао Цзиу). От Ма Сюэли берёт своё начало современный синьицюань (который иногда называют «хэнаньской ветвью синъицюань»), а через Цао Цзиу пошла та ветвь, из которой впоследствии выделился синъицюань. Цао Цзиу начал изучать синьилюхэцюань в 1665 году и учился свыше 12 лет. В 1693 году он получил важный пост в провинции Шэньси, а потом по казёным делам ещё не раз менял место жительства. Цао Цзиу обучил этому боевому искусству купца Дай Лунбана. В связи с тем, что Дай Лунбан учился позже, чем Ма Сюэли, он изучил и техники, разработанные господином Цао позднее учёбы Ма – в 1750 году купец Дай побывал в Лояне и смог сравнить технику двух направлений. В 1836 году Ли Лаонун (также известный как Ли Лаонэн, Ли Лонэн, Ли Нэнжэнь и Ли Фэйюй) из уезда Шэньчжоу провинции Чжили (ныне – уезд Шэньсянь провинции Хэбэй) прослышал про боевое мастерство семьи Дай из провинции Шаньси, и отправился в дальнее путешествие, чтобы изучить это боевое искусство. В 1839 году он был официально принят в ученики. Проучившись десять лет, он покинул семью Дай и отправился в город Тайгу провинции Шаньси работать охранником. Потратив некоторое время на обобщение и систематизацию изученного им материала (а Ли Лонэн ещё до прихода в семью Дай уже был опытным бойцом, и ему было с чем сравнивать и чем обогатить изученное), в 1856 году мастер Ли изменил первый иероглиф в названии стиля, и официально стал называть свою систему «синъицюань». Именно от Ли Фэйюя и идёт тот стиль, что широко распространён сегодня.

______________________________________________________________________________________ *2 Судя по всему, это были участники какого-то из многочисленных антиправительственных восстаний. Вопреки популярным легендам, на самом деле в то время многие жители Северного Китая (особенно из числа землевладельцев) поддерживали маньчжурское правительство, принёсшее на эту землю мир после нескольких десятилетий разрушительной крестьянской войны. *3 Один из основных центров производства шёлка. Оттуда стартовали караваны с шёлком, идущие в столицу, и в городе было довольно много богатых людей, нуждавшихся в услугах охранников. ______________________________________________________________________________________

Глава 3

Распространение синъицюань

Наверное, самым известным учеником Ли Лонэна является Чэ Эрци, по прозванию Юнхун, по прозвищу Ичжай. В 1863 году Ли Лонэн стал работать в системе охранных бюро, и Чэ Ичжай начал у него учиться, а узнав от него про семью Дай – стал каждый вечер ходить в Цисянь (родной городок семьи Дай) – за несколько километров от Тайгу – и учиться там у учителя Ли Лонэна. Чэ Ичжай воспринял классический синьилюхэцюань семьи Дай, синъицюань Ли Лонэна, и тренируясь вместе с такими учениками Ли Лонэна, как Хэ Юньхэн, Ли Гуанхэн, а также вместе со своим учеником Ли Фучжэном, постепенно разработал то, что ныне известно как «шаньсийская ветвь синъицюань». В 1866 году Ли Лонэн и Чэ Ичжай создали первый парный комплекс синъицюань. Когда на старости лет Ли Лонэн уехал на родину – Чэ Ичжай продолжил его дело, воспитывая учеников, и от него синъицюань во второй половине XIX века распространился по всей провинции Шаньси. На родине Ли Лонэн обучил Лю Циланя, Го Юньшэня и Лю Сяоланя. От этих людей идёт то, что называют «хэбэйской ветвью синъицюань». Это направление довольно близко к шаньсийской ветви, так как многие из его представителей специально посещали Тайгу, чтобы обменяться опытом с Чэ Ичжаем и его учениками. Так, в 1889 году Тайгу посетил «пробивающим кулаком с полушага поражающий всю Поднебесную, не имеющий противников» Го Юньшэнь, потом – Лю Цилань, Ли Тайхэ, Лю Юаньхэн, Ли Чжаньюань, Чжан Шудэ. В 1893 году в Тайгу переселились такие хэбэйские ученики Ли Лонэна, как Сун Шижун и Сун Шидэ. В 1897 года в Тайгу поучиться у Чэ Ичжая приходил ученик Лю Циланя Ван Фуюань, в 1889 – Ли Цуньи. Когда в 1898-1900 годах на востоке Китая полыхало восстание ихэтуаней, Ли Цуньи присоединился к повстанцам, и выходил на врага с саблей в руках, за что получил прозвище «Ли Цуньи с одной саблей»; после разгрома восстания он скрывался в Тайгу у Ли Фучжэна. От Лю Циланя, Го Юньшэня и Лю Сяоланя стиль распространился по всей провинции Чжили (так при династии Цин называлась провинция Хэбэй) и попал в столицу. В частности, этому сильно способствовала работа Го Юньшэня в охранных структурах. Известна история про то, как Го Юньшэнь при задержании бандита своим «пробивающим ударом с полушага» убил его, в результате чего ему пришлось три года провести в тюрьме. Однако мастер Го и в тюрьме не прекращал тренировок, и вышел на свободу ничуть не утратив боевой формы. Другая известная история рассказывает о том, как прослышав про то, что в столице появился некий Дун Хайчуань со странным стилем «багуачжан», Го Юньшэнь и Лю Цилань отправились познакомиться с этим мастером и посмотреть стиль. После бесед о технике Го и Дун решили провести пробную схватку, чтобы лучше понять особенности обоих стилей, и оказалось, что ни один из них не способен взять верх над оппонентом. После этого Дун, Го и Лю решили стать побратимами, и начали «дружить стилями», в результате чего в Пекине было довольно много людей, изучивших в достаточной степени и синъицюань, и багуачжан. Исходя из данных о времени жизни Го и Дуна, можно прикинуть, что их встреча состоялась где-то в 1870-х (в 1862 году Дун только прибыл в Пекин и начал служить у Великого князя Су, т.е. в то время он был ещё никому не известен, а в 1882-м скончался). В конце XIX века пекинские ученики Дуна и Го продолжили традиции своих великих предшественников: странствующий боец Лю Дэкуан (знавший много стилей, и, в частности, изучавший багуачжан у Дун Хайчуаня), Чэн Тинхуа (один из лучших учеников Дун Хайчуаня), Ли Цуньи (ученик Лю Циланя и Го Юньшэня) и Лю Вэйсян (ученик Го Юньшэня) объединились, и договорились, что любой ученик одного из них может свободно стать учеником другого. Желая дать имя своей группе боевых искусств, они назвали её «Нэйцзяцюань» («Кулак внутренней семьи»), имея в виду, что все занимающиеся в этой группе – как одна семья, и изучают внутрисемейные секреты, обычно не передаваемые посторонним. Естественно, что люди, изучавшие параллельно несколько стилей, находили в них общие моменты. Однако это дало основание посторонним людям, знающим ситуацию понаслышке, утверждать, что, якобы, изучавшиеся там стили – это особые «стили внутренней семьи», которые чем-то отличаются от всех прочих стилей. Дело в том, что в то время преподавание боевых искусств было очень закрытой вещью, в ученики попасть было не так-то просто, и потому люди – даже занимавшиеся боевыми искусствами – в основном имели какую-то информацию лишь о собственном стиле, а про остальные знали лишь понаслышке и судили довольно поверхностно; углублённое сравнительное изучение различных стилей началось лишь в XX веке, после буржуазной революции, когда преподавание и изучение национальных боевых искусств получило поддержку со стороны властей. Говоря о хэбэйском синъицюань, нельзя не упомянуть такого мастера, как Сунь Фуцюань (более известного у нас в стране как Сунь Лутан). Он родился в 1860 году, в возрасте 12 лет, чтобы помочь семье, отправился в Баодин и устроился в лавку, торговавшую кисточками. Там он познакомился с каллиграфом Ли Куйюанем, занимавшимся синъицюань. Изучив за два года всё, что знал Ли, Сунь стал учиться у его учителя – господина Го Юньшэня. Весной 1875 года Сунь Лутан бросил работу и стал жить с Го Юньшэнем. Учитель Го постоянно встречался с разными мастерами, и это позволило молодому Суню быстро прогрессировать и сильно расширить свой кругозор. В 1882 году Го отправил Суня в столицу к Чэн Тинхуа, чтобы Сунь изучил ещё и багуачжан. В 1885 году Сунь отправился в путешествие по Китаю, прошёл одиннадцать провинций, встречался с мастерами самых различных стилей. Осенью 1888 года Сунь Лутан вернулся на родину, и основал общество по изучению кулачного искусства, которое из-за того, что деревня находилась на берегу реки Пуян, было названо «Пуянским кулачным обществом». В 1907 году Сунь Лутан удостоился приглашения одного из крупнейших политических деятелей Китая – губернатора трёх северо-восточных провинций Сюй Шичана (в 1920-х годах господин Сюй даже пробыл некоторое время президентом Китая). Поработав некоторое время в Маньчжурии, в 1910-м году Сунь вслед за Сюем переехал в Пекин, перевёз туда свою семью из деревни, и открыл аж сразу целых три Института боевых искусств (два в Пекине и один в Тяньцзине), умудряясь обучать учеников во всех трёх.

Глава 4

Синъицюань после буржуазной революции

В 1911 году в Китае была свергнута монархия. Так как произошло это в месяц синь-хай по традиционному китайскому летоисчислению, то революцию эту обычно называют Синьхайской. Революционные изменения в обществе коснулись и преподавания боевых искусств – начали открываться всяческие «ассоциации» и «общества», в которых боевые искусства могли изучать все желающие. В частности, при поддержке партии Гоминьдан , в 1911 году в Тяньцзине была создана «Чжунхуа уши хуэй» («Ассоциация китайских бойцов»), одним из основателей которой являлся Ли Цуньи; естественно, что одним из стилей, преподававшихся в Ассоциации, стал синъицюань. Вместе с ним там преподавал и его ученик Хао Эньгуан, который в 1914 году выехал в Японию, чтобы преподавать синъицюань обучавшимся там китайским студентам – таким образом, синъицюань был одним из первых стилей ушу, которые стали преподаваться за пределами Китая. После революции Китай оказался расколотым. Многочисленные группировки «милитаристов» рвали страну на части. Большинство людей было занято вопросами элементарного выживания в этих трудных условиях; мастера боевых искусств подрабатывали телохранителями или армейскими тренерами. Однако и в это бурное время в стране были относительно спокойные уголки, где люди могли заниматься и менее приземлёнными вещами. Именно в 1915 году была издана написанная Сунь Лутаном книга «Учение синъицюань» - самая первая в истории китайского ушу книга с систематическим изложением законов стиля и анализом теории. Более того, это был первый в истории учебник по стилю ушу, близкий по построению не к классическим трактатам по древней философии, а к современным учебникам со строгим, последовательным и систематическим изложением материала. В частности, под влиянием этой книги решил заниматься ушу Чэнь Цзэнцзэ (Чэнь Вэйминь) – один из учителей последнего императора Китая и член Академии Ханьлинь; он решил, что автор такой книги наверняка является не простым «гориллой-мордоворотом», а действительно глубоко разбирающимся в боевых искусствах человеком. После окончания гражданской войны в 1928 году в тогдашней столице Китая – городе Нанкине – был основан Центральный институт гошу , в последующие годы при поддержке правительства его филиалы были открыты практически во всех провинциях Китая. В программу, преподававшуюся в институтах гошу, входил и синъицюань – таким образом, перед Второй мировой войной стиль распространился по всей стране. Из лиц, связанных с институтами гошу, заслуживает упоминания Цзян Жунцяо (изучал синъицюань у известного пекинского мастера Чжан Чжаодуна, перенявшего стиль от Лю Циланя). С 1928 года он возглавил в Центральном институте гошу редакционно-издательский отдел, и выпустил в 1930-х годах огромное количество исследовательских и методических работ по боевым искусствам. В частности, он является автором таких книг, как «Материнские кулаки синъи» и «Совместное изложение комплексов цзашичуй и башицюань из синъи».

______________________________________________________________________________________ *4 «Народно-государственная партия», часто это название переводят как «национальная партия» или «националистическая партия». Она была создана Сунь Ятсеном, и сыграла огромную роль в революционном развитии Китая и становлении страны после революции *5 сейчас более популярен термин «полевые командиры», но как-то язык не поворачивается называть так людей, командовавших не взводами и ротами, а дивизиями и армиями, и бравшими под контроль по несколько провинций. *6 Термином «гошу» («национальные искусства») тогда стали обозначать национальные боевые искусства; сейчас в КНР больше в ходу термин «ушу» («боевые искусства»), термин же «гошу» продолжает употребляться на Тайване. ______________________________________________________________________________________

  
Информация



Изображение по теме

Связанные статьи